Проект "Постановление Президента Республики Узбекистан"

О мерах по дальнейшему реформированию системы государственного
пенсионного обеспечения граждан и социальной поддержки населения

 

Отметить, что в стране за годы независимости реализована масштабная работа по формированию эффективной системы государственной поддержки социально уязвимых категорий населения. Адресная социальная защита нуждающихся категорий населения определена одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. На социальные платежи направляется около 7% валового внутренного продукта, что в международной практике является высоким показателем.

Вместе с тем, проведенный анализ показал, что действующая система пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения не полностью отвечает современным требованиям, не обеспечивает максимально благоприятные условия адресной социальной защиты уязвимым слоям населения в престарелом возрасте, при потере трудоспособности и потере кормильца.

В частности, механизмы стимулирования граждан в длительном и беспрерывном участии в системе социального страхования остаются сложными и непрозрачными, вследствие чего, основная часть трудоспособного населения не охвачены государственным социальным страхованием. Система пенсионного обеспечения граждан обезличенная и уравнительная, не отвечает принципам - выплата пенсий лицам, участвовавшим в пенсионном страховании.

Недостаточно эффективен и действующий порядок назначения и выплаты социальных пособий и материальной помощи через органы самоуправления граждан. Выявлены многочисленные факты предоставления пособий и материальной помощи не тем семьям, которые действительно нуждаются в ней. Местные органы власти не осуществляют достаточный контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых средств, не обеспечивается должное соблюдение принципов социальной справедливости, открытости и широкой гласности.

В целях реализации задач определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, повышения эффективности  адресной социальной поддержки населения, внедрения в практику широко применяемых в зарубежных странах современных методов, критериев и оценки социальной защиты граждан, обеспечения прозрачности и открытости государственных социальных программ для широкого круга населения:

1. Утвердить «Дорожную карту» по реформированию системы государственного пенсионного обеспечения граждан и социальной поддержки населения (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 1.

Определить, что руководители министерств, ведомств и других организаций несут персональную ответственность за своевременное, полное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой».

2. Образовать Комиссию по изучению и выработке предложений по дальнейшему реформированию системы государственного пенсионного обеспечения граждан и социальной поддержки населения (далее - Комиссия) согласно приложению № 2.

3. Основными задачами Комиссии определить:

подготовку предложений по внедрению упрощенного порядка начисления пенсий и социальных пособий, совершенствованию их организационно-правовых форм с учетом изучения действующей практики и передового зарубежного опыта;

критическое изучение действующего порядка применения льготного пенсионного обеспечения, необоснованных надбавок и доплат к пенсиям для отдельных категорий лиц;

разработка предложений по внедрению передовых информационно-коммуникационных продуктов (программ) при начислении и выплате пенсий и социальных пособий;

выработку комплекса мер по дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере государственного пенсионного обеспечения граждан и социальной поддержки населения;

комплексное изучение и выявление системных проблем, препятствующих эффективной реализации государственной политики в сфере государственного пенсионного обеспечения граждан и социальной поддержки населения.

4. Внебюджетному Пенсионному фонду при Министерстве финансов совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение по дальнейшему эффективному функционированию информационных систем, ресурсов и программных продуктов, а также внедрения современных интерактивных услуг в системы государственного пенсионного обеспечения граждан и социальной поддержки населения.

5. Предоставить Министерству финансов Республики Узбекистан право привлекать специалистов министерств и ведомств, представителей научных и образовательных учреждений республики, а также экспертов международных и зарубежных организаций в установленном порядке для качественного выполнения поставленных задач.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и заместителя Премьер-министра – министра финансов Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.

 

           Президент Республики Узбекистан                                               Ш. Мирзиёев

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Постановлению Президента

Республики Узбекистан

от _________ № ПП____

 

 

«ДОРОЖНАЯ КАРТА»

по реформированию системы государственного пенсионного обеспечения
граждан и социальной поддержки населения

 

 

Наименования мероприятий  

Механизмы реализации

Сроки
реализации

Ответственные исполнители

I. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы пенсионного обеспечения граждан

1.

Проведение полной инвентаризации и изучение нормативно-правовых документов регулируемых систему пенсионного обеспечения граждан, в том числе предоставление льгот и доплат
к пенсиям

  1. Утверждение состава рабочей группы по изучению законодательства и опыта зарубежных стран в сфере пенсионного обеспечения граждан;
  2. Изучение и анализ вопросов
    по совершенствованию механизмов социальной защиты населения;
  3. Подготовка предложений по итогам изучения действующих механизмов стимулирующего характера, пересмотр практики предоставления льгот и доплат
    к пенсиям.
  4. По итогам проведенного изучения подготовит обобщенную и обоснованную информацию с расчетами о целесообразности внедрения механизмов стимулирующего характера.

до 1 июля
2018 года

Минфин, Минэкономики, Минтруд, Минздрав, Минюст, Институт социальных исследований,
министерства

и ведомства

2.

Разработка минимальных норм
и стандартов социального обеспечения малоимущих слоев населения

  1. Подготовка предложений направленных
    на адресную социальную защиту малообеспеченных слоев населения.
  2. Проработка вопроса об установлении норм назначения социальных пособий для малоимущих слоев населения, в том числе выплаты пособий лицам с III группой инвалидности.
  3. Пересмотр действующих механизмов назначения и выплаты социальных пособий престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим стажа работы, необходимого для назначения государственных пенсии.
  4.   По итогам проведенного изучения внести обоснованную информацию о механизмах назначения и источниках финансирования социальных пособий в Комиссию.

до 1 августа
2018 года

Минэкономики, Минфин, Минтруд, Минздрав, Минюст, Институт социальных исследований,
министерства

и ведомства

3

Разработка стимулирующих механизмов и организационно-правовых основ регулирующих добровольное участие граждан
в системе социального страхования

  1. Проработка предложений по применения стимулирующих мер, обеспечивающих добровольное участие в системе социального страхования.
  2. Организовать комплексное изучение вопросов по предоставлению права гражданам на добровольной основе уплачивать страховые взносы за супругов, в том числе за недостающие месяцы стажа работы при исчислении размеров государственных пенсий.

Проведение социального опроса
и определение оптимального размера страховых взносов для уплаты на добровольной основе со стороны плательщиков.

  1. Внести на рассмотрение Комиссии аналитическую записку о возможности уплаты добровольных страховых взносов гражданами, по итогам изучения на практике систему учета
    в экспериментальном порядке.

до 1 августа
2018 года

Минфин, Минэкономики, Минздрав, Минтруд, Минюст, Институт социальных исследований,
министерства

и ведомства

4

Выработка минимальных норм
и общепринятых стандартов социального обеспечения граждан,
с учетом механизмов стимулирования исчисления государственных пенсий

  1. Изучение опыта зарубежных стран
    и проработка предложений применения стимулирующих механизмов  влияющих
    на размер пенсий в зависимости от участия
    в системе социального страхования граждан.  
  2. Подготовка предложений по применению минимальных требований трудового стажа при назначении пенсии в соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 102
    «О минимальных нормах социального обеспечения».
  3. Изучение вопроса поэтапного повышения пенсионного возраста.
  4. Внести аналитический материал
    на рассмотрение Комиссии о необходимости
    и возможности применения минимальных норм и общепринятых стандартов социального обеспечения граждан.

до 1 сентября

2018 года

Минэкономики, Минфин, Минздрав, Минтруд, Минюст, Институт социальных исследований

5.

Совершенствование нормативно-правовой базы государственного пенсионного обеспечения граждан

  1. Обобщение материалов по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы,
    с целью дальнейшей унификации нормативной базы пенсионного обеспечения граждан.
  2. Разработка проекта Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» в новой редакции
    и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
  3. Разработка проекта нормативно-правового документа необходимого для реализации Закона Республики Узбекистан
    «О государственном пенсионном обеспечении граждан».
  4. Проведение широкой информационно-разъяснительной работы среди населения, предприятий и организаций по вопросам социального и пенсионного обеспечения граждан.

до 1 октября
2018 года

Минфин, Минэкономики,
Минтруд, Минздрав, Минюст

II. Активное внедрение современных информационно-коммуникационных
технологий в системе пенсионного обеспечения граждан

6.

Организационные мероприятия
по укреплению материально технической базы системы пенсионного обеспечения граждан.

  1. В целях внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в системе пенсионного обеспечения граждан проведение тендерных торгов по закупу серверных оборудований и вычислительной техники для безотказного функционирования базы данных получателей пенсий и пособий.
  2. Подготовка технического задания
    и проведение тендерных торгов по разработке усовершенствованной версии программного комплекса “Пенсия” по назначению и выплате пенсий.
  3. Завершение внедрения комплексной информационной системы (КИС) по назначению и выплате пенсий «Нафака» интегрированной с базами данных заинтересованных министерств
    и ведомств.
  4. Поэтапное оснащение управления внебюджетного Пенсионного фонда в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте, а также районные (городские) отделы внебюджетного Пенсионного фонда компьютерной и офисной техникой, специальными техническими средствами, обеспечивающее информационную безопасность базы данных получателей пенсий и пособий.

до 1 сентября
2018 года

Минфин, Мининфоком, ГНК, Минтруд, Минздрав, Минюст министерства
и ведомства

7.

Совершенствование и развитие инфраструктуры информационно коммуникационных технологий системы пенсионного обеспечения граждан

  1. Разработка современных модулей КИС «Нафака» исключающий бумажный документооборот при назначении пенсий
    и пособий.
  2. Обеспечение информационных систем сертифицированными ключами электронно-цифровой подписи для организации единого подхода в их применении при работе
    с информационными системами.
  3. Внедрение автоматизированной системы расчета пенсии, посредством использования сведения о заработной плате граждан Единого электронного реестра начисленных страховых взносов работников.

до 1 октября
2018 года

Минфин, Мининфоком, ГНК, Минтруд, Минздрав, Минюст министерства
и ведомства

III. Совершенствование организационной структуры системы социального
обеспечения и социальной защиты населения

8.

Изучение эффективности
и адресности действующей системы пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения

  1. Критическое изучение вопроса рассредоточения между разными министерствами и ведомствами вопросов социального обеспечения населения.
  2. Внесение предложений в Кабинет Министров Республики Узбекистан о создании единого органа государственной власти, ответственного за комплекс системы пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения.

до 1 сентября
2018 года

Минфин, Минтруд, Минздрав, Минюст министерства
и ведомства

9.

Совершенствование механизмов обеспечения действенной и адресной социальной поддержки населения

  1. Подготовка и внесение на утверждение решения Президента Республики Узбекистан
    о мерах по коренному совершенствованию системы социальной защиты населения Республики Узбекистан.

 

до 1 октября
2018 года

Минфин, Мининфоком, ГНК, Минтруд, Минздрав, Минюст министерства
и ведомства

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к Постановлению Президента

Республики Узбекистан

от _________ № ПП____

 

СОСТАВ

Комиссии по изучению и выработке предложений по дальнейшему реформированию системы государственного пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения

            

1.

Кучкаров Д.А.

-

Заместитель премьер-министра, министр финансов Республики Узбекистан, председатель Комиссии

2.

Ходжаев Б.А.

-

Министр экономики Республики Узбекистан

3.

Мухитдинов Э.М.

-

Первый заместитель министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан

4.

Хайдаров А.Я.

-

Первый заместитель министра финансов Республики Узбекистан

5.

Жураев Н.С.

-

Первый заместитель министра юстиции Республики Узбекистан

6.

Юсупалиев Б.К.

-

Первый заместитель министра здравоохранения Республики Узбекистан

7.

Мусаев Б.А.

-

и.о. Председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан

8.

Бегалов Б.А.

-

Председатель Государственного комитета по статистике

9.

Жалилов Ш.И.

-

Председатель Центрального совета Фонда “Нуроний”

10.

Жавлонов Ш.С.

-

Председатель правления Благотворительного общественного фонда “Махалла”

11.

Турсунов Ё.Э.

-

Исполнительный директор внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов

12.

Назаров Ш.Х.

-

Директор Центра экономических иссследований

13.

Ахмедов Т.М.

-

Директор Института бюджетно-налоговых исследований

14.

Ахмеджанов Ш.Х.

-

Директор Института прогнозирования и макроэкономических исследований

15.

Хайдаров Н.Х.

-

Ректор Ташкенсткого финансового иститута

16.

Умаров О.М.

-

Первый заместитель министра по развитиью информационнқх технологии и коммуникации Республики Узбекистан

17.

Хайитмуродов С.Х.

-

Главный специалист СИАД Кабинета Министров Республики Узбекистан, секретарь комиссии

  

Примечание: при переходе членов Комиссии на другую должность в ее состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности.

 




Оставить комментарий



Комментарий


Часто задаваемые вопросы (FAQ)